Двіплатіжки за газ отримають українці влютому. Одна – власне за блакитне паливо,інша – за транспортування газу допомешкань. Рішення про окрему плату затранспортування прийняла Національнакомісія, яка здійснює регулювання всфері енергетики та комунальних послуг.Новий порядок нібито має спроститизміну постачальника газу. Про цеговоритимемо з гостем студії «Доброгоранку, Країно»!» Олегом Гавришем –експертом з енергетичних питань.
«Мыи раньше платили за транспортированиегаза, потому что бывший тариф, которыйраньше приходил каждому, он включал всебя и транспортировку, наценку облгаза,то есть компании, которая поставляетгаз, саму стоимость газа, а также НДС.Сейчас просто это разделили, потому чтоесть анбандлинг. Это процесс отделенияот транспортировки. Украина присоединиласьк Энергетической хартии европейской,и интеграция в европейские энергетическиеструктуры подразумевает, что у насдолжен работать рынок газа таким жеобразом, как в Европе. Это означает, чтоотдельно должна работать компания потранспортировке газа. Отдельный иметьбюджет. Это нельзя смешивать. И вообще,в принципе, они не должны влиять на тех,кто поставляет газ. Это делается длятого, чтобы не было монополизма.
ВКиеве сумма в двух платежках получаетсяменьше, но зависит региона. Что касается,например, Львовской области илиЗакарпатья, куда дольше транспортироватьгаз, где плечо больше, там от 6 до 8 гривенразброс за транспортировку ста кубовдо потребителя. И это очень важно, потомучто такое различие влияет на то, скольковы платите где вы находитесь. То естьраньше был некий усредненный тариф,унифицированный, он для всех былодинаковый. Сейчас, поскольку отделенатранспортировка от поставок газа ит.п., тарифы разные. Компании, которыеэтим занимаются, то есть поставщикигаза, трейдеры и компании-транспортировщикиразные, конечно, это удобнее для тех,кто работает на рынке. Для «Нефтегаза»,для поставщиков газа, для добытчиков.Удобнее ли это для потребителей, этовопрос. Но, если честно, в Европедействительно система работаетаналогичным образом. Это требованиеевросоюза».