Масштабиімовірної корупції в Україні шалені, іукраїнці мають розуміти, як всевідбувається і хто замішаний в корупційнісхеми. Особливо після перегляду інтерв’юРудольфу Джуліані народного депутатаАндрія Деркача, який розкрив факти, яківражають. Про це будемо спілкуватися згостем студії «Доброго ранку, Країно!»Євгеном Філіндашем – політичнимекспертом.
Американцідопомагають українцям розвивати системуохорони здоров’я. З цього все починається?
Нетолько система здравоохранения, амеждународная помощь и американскаябольше всего по объему, а также рядадругих стран, она выделяется по разнымнаправлениям на разные сферы. Но одноиз важных направлений – это системаздравоохранения.
Якірозміри цієї міжнародної допомоги нарозвиток системи охорони здоров’я?
Еслив целом говорить, то вгод международной технической помощина все в Украину на разные сферы выделяетсяпо данным Счетной палаты порядка 5миллиардов 300 миллионов долларов. Это8-я часть госбюджета Украины. Этоколоссальные деньги. Техническая помощьэто не кредиты. Это не кредиты МВФ,которые мы выпрашиваем и никак не можемвыпросить, а потом с процентами возвращаем.Это деньги, которые выделяютсябезвозвратно. Их можно и нужно потратитьна важные нужды для страны. Этодействительно огромная сумма. Если быона была с умом и грамотно потрачена,то у нас бы по многим направлениям жизнив стране уже была бы намного лучшеситуация.
Якимчином Україна отримує ці кошти, і хтоїх нам надає?
Значительнаячасть этих сумм – это бюджетные средстваСША, то есть это деньги американскихналогоплательщиков, которые выделяютсяв основном по линии Агентства международногоразвития США. Кроме того, есть какая-точасть средств, которая выделяетсяфондами формально неправительственными,но которые тоже основаны в США американскимигражданами и т.д.
Зрозуміло,коли неконтрольовано витрачаютьсяамериканські державні кошти, а в чомупроблема, коли якійсь бізнесмен захотівпередати кілька сотень мільйонів доларівв Україну?
Тутвопрос, какой бизнесмен и как именноэто деньги тратятся? Потому что многиетакие проекты за ними стоит, не то чтостоит, это открытая информация, такойгражданин, как, например, Джордж Сорос.Если посмотреть на часть тех средств,которые выделяются на всякие благиеякобы цели типа развития демократии ит. д., то оказывается, что значительнаячасть этих средств, по сути, идет наподкуп ряда людей, которые влияют наситуацию в стране. И формально действительновроде все нормально – это не бюджетныесредства и т.д., но когда эти средстварасходуются на подкуп тех же связанныхс правоохранительной системой людей ит.д., то становится понятно, что такиеслучаи тоже требуют однозначногорасследования.
Мабуть,дуже складно виміряти, наскількирозвинулася демократія на ті сотнімільйонів долів, які передали країні.
Конечно.А вот влияние, которое в результатеполучил тот, кто выделяет эти деньги,оно колоссально. Все, наверное, в Украинеуже знают термин «соросята», и всепонимают, насколько колоссальное влияниеу Сороса и других подобных как быблаготворителей на ситуацию в стране.
ПанШерембей є засновником і очільникомЦентру протидії корупції, є пан Шабунін– теж Центр протидії корупції, єорганізація по допомозі людям, хворимна ВІЛ/СНІД, яку очолює Шерембей. І однаорганізація повинна контролювати іншу.
Да,очень красивая схема, в которойзадействованы не только эти двеорганизации, а задействовано было ещепосольство США перед этим и косвеннозадействовано НАБУ, в состав наблюдательногосовета которого входят Шабунин и Шерембейили входили на разных этапах. То естьполучается, что те, кто влияют нараспределение средств, это посольствоСША, при предыдущем после Йованович, вовсяком случае, это точно было, те, ктотратит эти средства, грантовые организации,те, кто должны как бы от общественностиконтролировать – это Центр противодействийкоррупции, и те, кто от государствадолжны контролировать распределениеэтих средств, НАБУ, например, они всетак или иначе связаны между собой.Получается, рука руку моет. Замкнутаясистема, при которой деньги гоняются спользой для всех задействованных в этойсхеме, но абсолютно или по большей частине доходят до людей, на которых этапомощь действительно выделялась –ВИЧ-инфицированных и т.д.
ТобтоЦентр протидії корупції не реагував нафакти корупції, хоча це входило до йогообов’язків?
Совершенноверно. Причем все эти данные есть воткрытом доступе. В интернете все этоесть. Можно зайти, посмотреть, кактратились эти средства и про расследования,которые так или иначе пытались начинатьпо факту нецелевого использования.
Пробувалипочинати, а чому немає гучних розслідувань?
Потомучто это гасится. Потому что это сразугасится, сразу вмешиваются те, кто влиялна распределение этих средств. Мыговорили с вами перед этим о влиянии наУкраину того же Сороса и ряда видныхдеятелей Демократической партии США,с которыми тоже связан Сорос. Не секрет,что они очень сильно влияли на предыдущуюукраинскую власть. И в значительноймере влияют и сейчас и на нынешнюювласть. И тем более влияют на то же НАБУ,которое, по сути, и создавалось поддавлением предыдущей американскойадминистрации, и кадры туда подбиралисьсоответствующие. И есть факты, многиеСМИ об этом говорили, о том, что руководствоНАБУ пыталось тоже содействоватьДемократической партии США в выборах.Мы видим, почему расследования тормозилисьи не доводились до логического завершения.Потому что сразу же вступались всеструктуры, связанные с Демократическойпартией США, и давили на наше следствиедля того, чтобы это не расследовать.
Маємовже нового генпрокурора РусланаРябошапку, чому ж не активізується цяробота?
Потомучто унас очень многие в верхах и в рядеправоохранительных органов сами являютсягрантоедами или являлись в недавнемпрошлом. Они сами завязаны в этой схеме.Они сами сидели на этих грантах и противсвоих выступать не будут.
Деви взяли документи, які підтверджуютьнецільове використання міжнародноїдопомоги?
Самоеинтересное, что документы, которыеговорят о том, что эти деньги явнорасходовались не туда и там однозначнокоррупционная составляющая просматривается,все эти документы есть в открытомдоступе. То есть все эти грантоедынастолько были уверенны, что никто иникогда не будет обращать на это внимание,расследовать, заниматься, потому что уних такая крыша в лице ряда деятелейДемократической партии США, что ониособо даже не скрывали. И это все естьв интернете, все эти статьи расходов,как эти деньги уходили в никуда. Этоможет любой желающий взять, посмотретьи сопоставить и сделать выводы, тевыводы, которые я сделал и ряд другихлюдей.
Дійсноіснує програма для підвищення впевненостів собі на 36 мільйонів доларів, яка вжевиконана?
АндрейДеркач показывал конкретные документы,где говорится об этой программе. То естьнаглость всех осваивателей этой помощии их лоббистов неописуема. То есть, ужеабсолютно не скрываясь, эти деньгитратили по нужным карманам, потому чточувствовали свою безнаказанность,потому что много лет эта схемареализовывалась.
Розкладітьпо полицях, як працює ця схема по передачіта відмиванню технічної допомоги?
Схеманесколько лет работала таким образом.Первое – есть те, кто выделяют этупомощь. Это американское правительство.Сейчас мы говорим о средствах, которыешли при предыдущей администрации восновном. Плюс фонды Сороса и других.Они выделяют эти средства. Они взначительной мере влияют на то, как этисредства тратятся и кому выделяют. И поудивительному совпадению и стечениюобстоятельств деньги выделяются наструктуры, руководство которых близкок тем, кто выделяет, и много лет с нимисотрудничают. Это разнообразные как бынегосударственные организацииобщественные. Если мы говорим конкретноо медицине, то одна из таких структурэто Всеукраинская сеть людей, живущихс ВИЧ/СПИД, которую возглавляет ДмитрийШерембей, неоднократно судимый в прошломза разворовывание средств в том числе.И контролирует это со стороны как быобщественности, например, такаяорганизация, как Центр противодействиякоррупции, которую возглавляет тожеизвестный деятель Шабунин, а одним изучредителей этой организации являлсяДмитрий Шерембей.
Доречі,було багато брифінгівШабунінаіШерембея з приводу того, що не так в насзакупаються медикаменти.
Конечно,не так, потомучто нечерез них. Не через близкие к ним структурызакупались медикаменты. А потом, когдапоменялось руководство, и не зря нескольколет возглавляла Министерствоздравоохранения Ульяна Супрун, всем вУкраине известная и не с хорошей стороны,мягко говоря. Она тоже из Америки к намприехала и тоже имела отношение к тем,кто лоббировал ее назначение, людям,связанным с Демократической партиейСША.
Тобтоця схема працювала ще і через Міністерствоохорони здоров’я?
Да.Потому что утверждало расходованиесредств в том числе Министерствоздравоохранения.
ЧомуНАБУ не бачило корупції?
НАБУобязано заниматься такими вещами, нодавайте вспомним, кто и когда создавалНАБУ и каким образом. Оно создавалосьв 2015 году под сильным давлением тогдашнегопосольства США и финансировалосьчастично в том числе и за счет американскойпомощи.
Американськоїдержавної допомоги чи приватної?
Насколькоя понимаю, там есть помощь и от USAID,то есть бюджетные средства американские,и фонд «Возрождение» в этом деле тожеучаствует, то есть фонд Сороса.
Виходить,що Джордж Сорос фінансує Національнеантикорупційне бюро України?
Совершенноверно. Соответственно они влияют наназначение руководства НАБУ и на то,чем занимается НАБУ. А учитывая то, чтов наблюдательный совет НАБУ входят ипредставители вот этих грантоедскихструктур, и в том числе тот же Шабунини Шерембей и т.д., то понятно, что НАБУне будет расследовать те средства,которые разворовывались под разнымипредлогами.
Хтоповинен чи може на сьогодні дійсносерйозно зайнятися цим розслідуванням?
Ядумаю, что это должны делать совместноУкраина и США. Потому что схема, как мывидим, была бы неполноценной без однойили другой страны. Она завязана наконкретных людях и конкретных структурахСША и конкретных людях и конкретныхструктурах Украины. Поэтому это должнобыть совместное расследование. Можетбыть, есть смысл создать межгосударственнуюкомиссию, куда вошли бы представителипрежде всего правоохранительных структури с украинской стороны и с американской.Но я думаю, что НАБУ надо было бы из этогосписка исключить. Потому что структура,мягко говоря, заинтересованная, и мы вэтом уже убедились.
Ахто має розслідувати? МВС, поліція?
Наверное,Генпрокуратура, МВД, можетбыть, СБУ.Надо подумать. Я думаю, что лучше былобы, чтобы это была не одна структураправоохранительная, для того чтобы хотькакой-то взаимный контроль был и нельзябыло по щелчку одного руководителя всеэто прекратить. То есть правоохранительныеструктуры с нашей стороны и с американскойстороны. Наверное, должны быть тамнародные депутаты и конгрессмены самериканской стороны. Тот же АндрейДеркач и другие, те, кто в теме. И, возможно,те же журналисты для того, чтобы был иобщественный контроль, тоже и с украинскойи с американской стороны. Такая комиссиямогла бы действительно добиться каких-торезультатов.
Якця ситуація може вплинути наукраїнсько-американські стосунки?
Украинасейчас на развилке по этим в том числевопросам. Или мы начнем активнорасследовать все эти коррупционныесхемы и добиваться наказания виновныхи совместно с американским правительствомэтоделать,и тогда это, безусловно, улучшитвзаимоотношения Украины и США. Или мыбудем пытаться спустить это все делона тормозах. Я имею в виду «соросят» игрантоедов. Я думаю, что это будет оченьплохо воспринято США.
Ачи демократи та Джордж Сорос не почнутьмститися Україні через свою грантоїдськуагентуру? І я к від цих ризиків захиститисянашому президенту?
Ядумаю, что тут нужно думать в первуюочередь о том, хорошо ли для Украины эторасследование или нет, а не о том, чтобудут думать на этот счет «соросята» игрантоеды. Их надо вычищать из власти.Потому что они будут блокировать, какмногие годы блокировали, любыерасследования, любые попытки добитьсяправды. И нужно добиваться того, чтонужно всей стране, а не маленькой группкеприсосавшихся к финансовым потокамлюдей.