Підтримкабізнесу на час карантину – парламентзвільнив підприємців від сплати єдиногосоціального внеску та скасував штрафита пені за несвоєчасну фінзвітність. Але, тим не менш, малий та середній бізнеспотерпає через карантинні обмеження.Наскільки є складною ситуація на ринкупраці, говоритимемо з Русланом Соболем– головою Асоціації власників малогоі середнього бізнесу, який на зв’язкузі студією «Доброго ранку, Країно!».
Якпочуває себе малий та середній бізнесі на які скорочення йде?
Несамые лучшие времена для малого исреднего бизнеса. Не только в Украине,но и во всем мире. Я бы хотел сказать,что сейчас есть,конечно,вопросы об увольнении,но они сейчас еще не так открыты,как они будут, например, в конце мая.Подвижки в этом отношении есть. Я быдобавил к вашему списку того, что принялогосударство – это на время карантинаубирается налог на недвижимость и наземлю. Это местный налог. Он тоже сейчасне платится. Кроме того,если коммунальное имущество неиспользуется, не начисляется аренда, аесли используется – аренда 50%. Этопоследние нововведения, которые были.Но и этот пакет, к сожалению, не помогаети не поможет. Не существует сейчаспакета, который бы в полной мере помогреальному сектору экономики. Мы заходимв глубокую рецессию. И да,с последствиями для рынка труда в томчисле.
Всебільше людей опиняється без роботи. Викажете, що пік цього процесу прийдетьсяна кінець травня?
Вбизнесе самое дорогое –этолюди. Потому что бизнес делают люди. Вусловиях дефицита рынка труда, которыймы ощущали последнее время,бизнес это еще помнит, и по-хорошемукоманды будут распускаться в последнююочередь. Да, некоторые компании началисокращение. Да, некоторые компанииотправили пока в неоплачиваемые отпуска,которые точно перерастут в увольнения,если это продлится. Ну прямо такоймассовой волны увольнений нет. Мы ееожидаем,наверное,на конец мая, как я уже говорил.
Якщови кажете про рецесію, то про які збиткийдеться для малого і середнього бізнесу?
Нетэкспертов, которые могли бы сейчасподсчитать те потери, которые понесетне только Украина, а в принципе мироваяэкономика. Если мы говорим о главнойпотере, это если мы сейчас не воспользуемсяэтим в какой-то степени шансом и невосстановим производство украинскогопродукта. Рынки локализируются, мы этовидим. У нас сейчас есть уникальнаявозможность восстановить производствовнутреннего продукта. Украина –импортозависимая страна, к сожалениюдля нас всех, и нам нужно воспользоватьсяэтой ситуацией, для того чтобы закрытьвопрос с потреблением внутреннегорынка. Полки в магазинах не должны бытьпустыми, на товарах должна быть надпись«Сделано в Украине». Собственно, мы этимзакроем тот рынок труда, который мыпотеряем в реальном секторе. Мы должныперенаправить их просто в производство.Так что выход есть. Кризис же закончитсярано или поздно, но очень важно, какимимы выйдем из него – вот основной вопрос,который стоит задавать.