Останнійтиждень перед Великоднем закінчуєвеликий сорокаденний піст. Називаєтьсяцей тиждень Страсною седмицею іприсвячений спогадам про останні земнідні життя Ісуса Христа. Кожен з шестиднів перед Великоднем має з давніх-давенсвоє особливе значення. Гість студії«Доброго ранку, Країно!» АрхімандритІоасаф – ігумен Спасо-Преображенськогомонастиря.
Давайтезосередимося на історії цього особливотижня окремо.
Во-первых,конечно, стоит сказать, что Страстнаяседмица уже стоит вообще обособлено отвсего богослужебного круга. И по большемусчету, если подходить именно как поцерковному календарю, то Великий постзакончился вчера. Да, потому что Страстнаяседмица стоит вообще абсолютно отдельно.То есть мы продолжаем поститься, мыпродолжаем до Пасхи соблюдать посттакой же, как в Великий пост. Но именнопо богослужениям, по своему внутреннемурасположению это абсолютно отдельнаянеделя. Неделя, когда дома и в храмахчитается Евангелие. Когда вспоминается,как Господь вчера вошел в Иерусалим ивсю эту неделю он находился в Иерусалиме.И вот церковь, если брать буквально, вцеркви нету времени. В церкви времяуничтожается. В церкви эти события этоне просто воспоминания, это не простопамять. Мы в церкви мистически присутствуемпри самом вхождении в Иерусалим Господанашего Иисуса Христа. И вот с сегодняшнегодня Господь присутствует в Иерусалиме.Он учит людей в храмах. Он готовится ксвоему Крестному шествию. Он знаетотлично, кто будет предателем. Он знает,кто его предаст. Он знает, как егопредадут. И весь этот ход событий какраз начинается именно с сегодняшнегодня. То есть это время сугубой молитвы.Это время сугубого покаяния. Важныймомент – это не лицемерно, не лукавопосмотреть на самого себя. В эту неделюглавный момент – это подойти к зеркалу,увидеть себя, заглянуть внутрь себя.
Чимособливий кожен день?
Всреду будет предательство нашего ГосподаИисуса Христа. Именно в среду, когдаИуда примет окончательное решениеприйти к фарисеям и сказать: что вы мнедадите, чтобы я вам предал Господа ИисусаХриста? То есть это тот момент, когдасегодня, завтра, послезавтра вызреваетв Иуде это состояние предательства ужеокончательного. И вот в данный моменточень важно посмотреть на себя, какчасто мы сами являемся предателями.Предателями именно по отношению к нашимблизким, к нашим родным. Предательствудаже к моим каким-то духовным вещам.Ведь все мы в юношестве мечтали о каких-тодействиях. Предательство даже собственноймечты.
Щоми маємо зробити в середу?
Дляначала нужно принять этот факт. Самоесложное – это принять факт того, что уменя что-то есть от Иуды. Но нельзязабывать, и дальше мы увидим, что предательне только у нас Иуда, предатель у насбыл и Петр, который отрекся от Христа.Но у обоих была разная жизнь. У обоихбыла разная судьба. Почему? Потому чтоИуда предал и отчаялся. Потому что, каксказал один из святых отцов, у него небыло надежды. Потому что у него не былолюбви к Господу. У Петра была любовьвеликая к Господу. Именно поэтому у негогде-то внутри была надежда: а вдругГосподь простит? И господь простил. Двапредателя – один без надежды отчаялсяи убил сам себя, второй с любовью инадеждой, Господь его принял.
Ащо було далі?
Адальше идет сам ход. В четверг былаТайная вечеря. В пятницу схватилиГоспода, его пытали и распяли. Суббота– это день, когда Господь был во гробе.Это день полной, абсолютной тишины. Дажев церковных песнопениях поется: «Дамолчит всяка плоть». И воскресенье –день праздника Воскресения Христова.Господь сам воскрес и своим примеромпоказал, что и мы воскреснем.