«Іноземці, яки сидять у наглядовій раді «Укрзалізниці» і не відрізняють рейки від шпал, забезпечують схеми збагачення представників democorruption», – заявив на прес-конференції з оприлюдненням записів переговорів Байдена та Порошенка. Та додав, що на прес-конференції мав би бути присутнім Андрій Рязанцев – людина, яка з 2016 року на керівних посадах фінансово-економічного блоку «УЗ», колишній директор з економіки і фінансів ПАТ «Укрзалізниця». З поважних причин він не зміг взяти участь у заході, але записав відповідне звернення на тему існуючої міжнародної корупції в «Укразалізниці»:
«Мой предыдущий опыт работы в финансовой сфере давал мне положительное ожидание после избрания наблюдательного совета «Укрзализныци» в 2017 году. Я рассчитывал на то, что успехи, достигнутые нашей командой по выведению предприятия из убытков, дефолтных кредитных рейтингов в фактически прибыльное инвестиционно привлекательное состояние будут иметь позитивные результаты для развития отрасли и улучшения качества обслуживания. Но, к сожалению, на практике все оказалось совсем по-другому. Тема роли наблюдательных советов в управлении крупнейшими государственными корпорациями, их независимые члены и их зарплаты вызывают оправданные возмущения у общественности. На прошлой неделе депутат от «Слуги народа» Василевская-Смаглюк опубликовала размеры заработной платы членов наблюдательного совета, и это больше 600 тыс. грн. в месяц. Впечатляет, не правда ли? И это при падении показателей компании с 5 млрд. грн. прибыли на 7 млрд. грн. убытков и падении международных кредитных рейтингов.
Изначально для привлечения таких независимых членов иностранных наблюдательных советов для крупнейших госкомпаний было искоренение коррупции, увеличение прибыли, улучшение качества предоставляемых услуг. Но вместе с тем в новых условиях МВФ для очередного транша для Украины прописано еще и большее расширение полномочий наблюдательных советов. Фактически отстранение исполнительной ветви власти от управления государственными компаниями. Но то, что мы видим в итоге, заставляет нас задуматься.
Как уже заявлял Андрей Леонидович Деркач на пресс-конференции 19 июня, сформированный набсовет «Укрзализныци» имел в составе лишь одного человека с опытом работы в железнодорожной отрасли из семи. Кроме того, у большинства не было навыков в управлении крупными корпорациями и особенно необходимого опыта кризис-менеджмента. Кроме того, как оказалось позже, некоторые из них имели еще и конкретные коммерческие интересы. Примером таких является Андерс Ослунд. Уверен, что после формирования набсовета появилась цепочка событий, связанная с интересами компании, которые отстаивает именно Ослунд. Первым таким сигналом в конце 2018 года стала задача о переведении текущих счетов «Укрзализныци», по которым проходит за год 100 млрд. грн., в коммерческий банк «Кредит Днепр». Так как этот вопрос на тот момент относился к зоне моей компетенции в «Укрзализныце», после изучения финансового состояния «Кредит Днепра» мы получили не очень позитивные результаты. О чем я проинформировал руководство компании и сказал о нецелесообразности таких действий.
Понимая риск, связанный с переводом средств в этот банк, и учитывая давление отдельных членов набсовета на руководство компании, последнее приняло компромиссное решение и передало несколько счетов трех локомотиворемонтных заводов, доля которых во всем денежном обороте компании является незначительной. То, что этот процесс шел медленно и не в ожидаемом объеме, безусловно, не удовлетворяло инициаторов данных действий.
Следующий коррупционный звоночек у нас зазвенел в марте 2019 года. Когда неожиданно возник вопрос о более чем двукратном увеличении стоимости колесных пар, приобретаемых компанией. И не где-нибудь, а у монополиста отрасли компании «Интерпайп» из орбиты олигарха Виктора Пинчука. Одним из моих подчиненных департамента было произведено соответствующее исследование наличия оснований для повышения такого значительного цен, возможно, макроэкономических показателей в государстве, и в результате был подготовлен негативный вывод. Поскольку увеличение стоимости более чем в два раза от 17 до 35 тыс. грн. за единицу продукции не имело под собой оснований ни на международном рынке, ни на внутренних макроэкономических показателях. Примечательно то, что «Интерпайп» в тот же период Российской железной дороге передает аналогичные колесные пары по 25 тыс. грн. за штуку.
Но подписать этот вывод, заключение я уже не успел. Это привело к тому, что моя деятельность начала подвергаться критике и склонению к увольнению. В сентябре 2019 года мне уже в открытую передавали привет от Ослунда с рекомендациями добровольно покинуть компанию. Отсутствие реакции с моей стороны привело к принятию наблюдательным советом решения об отстранении меня и рекомендации председателю правления расторгнуть со мной трудовые отношения под любым предлогом. При этом это решение не было подкреплено никакими законодательными основаниями, кроме голого желания отдельных представителей. И это в нарушение корпоративного управления основным блюстителем, которым как раз и должен быть набсовет. Для ускорения принятия мной решения об увольнении был осуществлен запланированный вброс фейковой информиации уже в 2020 году о моей личной жизни, о котором заранее знали члены наблюдательного совета и исполняющий обязанности главы правления Иван Юрик.
После такой скомпилированной откровенной информационной атаки, понимая, какие линии уже перешли и какие интересы высоких людей затронуты, я решил дальше не испытывать судьбу и написал заявление об увольнении по согласию сторон. В конечном итоге «Укрзализныця» уже провела тендерные закупки у компании «Интерпайп» на сумму 200 млн. грн. по завышенным более чем в два раза ценам. И готовится к проведению еще одного, но уже на сумму в 2 млрд. грн. Таким образом из государственной компании выводятся колоссальные средства и наносится непоправимый ущерб фактически уже в миллиарды.
Пользуясь случаем, хочу обратиться к президенту и премьер-министру Украины. На примере одной государственной компании «Укрзализныця», которая является монополистом в сфере перевозок грузов и пассажиров, мы получаем массу негативных примеров в связи с неприкосновенностью менеджеров по принципу гражданства. На сегодняшний день набсовет, состоящий из некомпетентных зачастую, не имеет значения, иностранных или украинских, менеджеров, дает яркую иллюстрацию того, к чему это все приведет. Фактически в «Укрзализныце» существует организованная преступная группа, которая преследует интересы конкретных коммерческих структур. Это в свою очередь приводит к растрате денежных средств и колоссальным убыткам. Самое натуральное выживание из компании адекватного и компетентного менеджмента из этой отрасли приводит к негативным финансовым последствиям также, потере контроля государства за сотнями миллиардов активов компании и фактически за стратегической отраслью страны, что в конечном итоге может привести к ее потере путем банкротства и к продаже с молотка.
Транспортный коллапс, который негативно отразится как на экономике страны, так и в социальной сфере в целом и проведение такого рода тендеров, открытое подыгрывание олигархическим предприятиям влечет за собой удорожание предоставляемых Украинской железной дорогой услуг по перевозке угля, зерна, топлива, пиломатериалов и другого. Это отразится на каждом киловатте электроэнергии, на каждом литре топлива и на каждой буханке хлеба для конечного потребителя, гражданина Украины. Фактически с помощью наблюдательного совета «Укрзализныця» таким образом вводит непрямой олигархический налог на каждого гражданина страны – налогоплательщика. На каждого из нас. Этого допустить мы не имеем права. И поэтому я хочу попросить президента, правительство осуществить соответствующие правоохранительные действия, расследования, в том числе с привлечением Антимонопольного комитета. А кроме того, в сложившейся ситуации экономического кризиса, влияния коронавируса на экономический кризис в мире и Украине конкретно принять нестандартное решение отстранить от действий и занимаемых должностей конкретно Ослунда и Ивана Юрика, а также переизбрать полностью состав наблюдательного совета и правление компании, для того чтобы в них вошли настоящие профессионалы, которые смогут в этот тяжелый период времени обеспечить функционирование одного из основных для жизнедеятельности и экономики страны предприятия».