facebook.com
instagram.com
youtube.com

Новини

Архімандрит Іоасаф: «Страсна седмиця – це час молитви, час покаяння»

13.04.2020

Останній тиждень перед Великоднем закінчує великий сорокаденний піст. Називається цей тиждень Страсною седмицею і присвячений спогадам про останні земні дні життя Ісуса Христа. Кожен з шести днів перед Великоднем має з давніх-давен своє особливе значення. Гість студії «Доброго ранку, Країно!» Архімандрит Іоасаф – ігумен Спасо-Преображенського монастиря.

Давайте зосередимося на історії цього особливо тижня окремо.

Во-первых, конечно, стоит сказать, что Страстная седмица уже стоит вообще обособлено от всего богослужебного круга. И по большему счету, если подходить именно как по церковному календарю, то Великий пост закончился вчера. Да, потому что Страстная седмица стоит вообще абсолютно отдельно. То есть мы продолжаем поститься, мы продолжаем до Пасхи соблюдать пост такой же, как в Великий пост. Но именно по богослужениям, по своему внутреннему расположению это абсолютно отдельная неделя. Неделя, когда дома и в храмах читается Евангелие. Когда вспоминается, как Господь вчера вошел в Иерусалим и всю эту неделю он находился в Иерусалиме. И вот церковь, если брать буквально, в церкви нету времени. В церкви время уничтожается. В церкви эти события это не просто воспоминания, это не просто память. Мы в церкви мистически присутствуем при самом вхождении в Иерусалим Господа нашего Иисуса Христа. И вот с сегодняшнего дня Господь присутствует в Иерусалиме. Он учит людей в храмах. Он готовится к своему Крестному шествию. Он знает отлично, кто будет предателем. Он знает, кто его предаст. Он знает, как его предадут. И весь этот ход событий как раз начинается именно с сегодняшнего дня. То есть это время сугубой молитвы. Это время сугубого покаяния. Важный момент – это не лицемерно, не лукаво посмотреть на самого себя. В эту неделю главный момент – это подойти к зеркалу, увидеть себя, заглянуть внутрь себя.

Чим особливий кожен день?

В среду будет предательство нашего Господа Иисуса Христа. Именно в среду, когда Иуда примет окончательное решение прийти к фарисеям и сказать: что вы мне дадите, чтобы я вам предал Господа Иисуса Христа? То есть это тот момент, когда сегодня, завтра, послезавтра вызревает в Иуде это состояние предательства уже окончательного. И вот в данный момент очень важно посмотреть на себя, как часто мы сами являемся предателями. Предателями именно по отношению к нашим близким, к нашим родным. Предательству даже к моим каким-то духовным вещам. Ведь все мы в юношестве мечтали о каких-то действиях. Предательство даже собственной мечты.

Що ми маємо зробити в середу?

Для начала нужно принять этот факт. Самое сложное – это принять факт того, что у меня что-то есть от Иуды. Но нельзя забывать, и дальше мы увидим, что предатель не только у нас Иуда, предатель у нас был и Петр, который отрекся от Христа. Но у обоих была разная жизнь. У обоих была разная судьба. Почему? Потому что Иуда предал и отчаялся. Потому что, как сказал один из святых отцов, у него не было надежды. Потому что у него не было любви к Господу. У Петра была любовь великая к Господу. Именно поэтому у него где-то внутри была надежда: а вдруг Господь простит? И господь простил. Два предателя – один без надежды отчаялся и убил сам себя, второй с любовью и надеждой, Господь его принял.

А що було далі?

А дальше идет сам ход. В четверг была Тайная вечеря. В пятницу схватили Господа, его пытали и распяли. Суббота – это день, когда Господь был во гробе. Это день полной, абсолютной тишины. Даже в церковных песнопениях поется: «Да молчит всяка плоть». И воскресенье – день праздника Воскресения Христова. Господь сам воскрес и своим примером показал, что и мы воскреснем.